Срытая гора Парнас и железная дорога на кладбище: тайны ПарголовО
В поселке Парголово есть уникальные краеведческие достопримечательности. Там можно найти насыпь железной дороги, которая с XIX века вела на кладбище. А самая высокая точка Парголово — гора Парнас — изменила конфигурацию в 1990-х из-за спасательной операции.
Сегодня Парголово — это крупный поселок, который вплотную примыкает к основной территории Петербурга. Неслучайно на въезде стоял знак со словом «Ленинград» — от него осталась бетонная рогатка у перекрестка Выборгского шоссе и Парковой улицы. Но в прошлом Парголово состояло из нескольких самостоятельных селений. Здесь существовали Старожиловка, Заманиловка, Кабаловка, Михайловка, а еще 1-е, 2-е и 3-е Парголово.
Главная достопримечательность поселка — Шуваловский парк — входила в состав 2-го Парголова. Здесь немало любопытных объектов. Один из главных — гора Парнас, давшая название микрорайону и станции метро. Такие горы создавались во многих уголках Европы. Есть свой Парнас и в Александровском парке Царского Села. Парголовская возвышенность появилась в середине XVIII века. Для нее использовался грунт, который образовался при откопке двух водоемов у ее подножья. Эти пруды называются Шапка Наполеона и Рубаха Наполеона.
Елена Александрова, краевед, автор книги «Парголово»: «Гора не вся была насыпана — только верхние десять метров. Остальной холм высотой 50 метров природный, он остался от гряды парголовских холмов, которая была бывшим берегом Литоринового моря пять тысяч лет назад. Верхние десять метров были насыпаны из прудов, которые раньше назывались Верхним и Нижним.
Имена, связанные с Наполеоном, появились на картах XX века. Возможно, связано это было с тем, что владелец парголовской мызы Андрей Павлович Шувалов в 1814 году спас Наполеона от разъяренной толпы французов, когда того отправляли на остров Святой Елены. Кроме того, Шувалов был одним из четырех представителей победивших Наполеона держав».
Облик горы Парнас сильно изменился. Внутри холма во время войны создали командный пункт связи. Подземные ходы пронизывали всю гору. Осенью 1991 года в них, к тому моменту заброшенных, пропали школьники. Во время спасательной операции Парнас пришлось частично срыть, и теперь он уже далек от исторической конической формы.
Неподалеку можно отыскать другие дореволюционные объекты. Например, на улице Ломоносова, 113, близ парка стоит дом управляющего имением или, как он назывался в прошлом, «Красная дача». Она фиксирует место, где в далеком прошлом стояла небольшая крепость-острожек.
Сквер в самом начале улицы Ломоносова завершает перспективу Выборгского шоссе. Ответственное место в прошлом отводилось под часовню Александра Невского. Она была построена в конце XIX века, а в советское время кирпичное здание снесли.
Елена Александрова, краевед, автор книги «Парголово»: «Часовня стояла здесь, перед двухэтажным зданием волостного правления. Разрушили ее, наверное, где-то в 1920-е годы, потому что первый памятник Ленину, гипсовый бюст, был здесь установлен не то в 1927 году, не то в 1929 году. Нынешний памятник авторства скульптора Пинчука появился здесь в 1959 году».
Кардинально изменилась Михайловка. Эта деревня западнее станции Парголово возникла в конце XIX века и получила свое название в честь крестьянина-основателя. Доминантой Михайловки была церковь святителя Иоасафа Белгородского. Она стояла на нынешней улице Ленина, в прошлом Церковной. В 1937 году храм был закрыт, а затем разрушен. Взамен было построен завод. Место церкви осталось нетронутым. Фундаментов уже не видно, зато рядом стоит деревянный крест. Сама Иоасафовская церковь тоже возрождена, но на другой стороне улице Ленина и в другом виде.
Вообще сразу после войны Михайловка сильно изменилась. Там начали прокладывать новые улицы. Одна из них — Кемеровская — прошла по насыпи старой железной дороги. Она была проложена до революции и вела на Успенское кладбище (ныне оно называется Северным).
О дореволюционном прошлом Михайловки напоминает трасса Михайловской дороги. В прошлом она была небольшим проселком, а теперь становится осью нового жилого микрорайона. Неслучайно именно на ней решили построить доминанту — Благовещенскую церковь.